Касавин Илья Теодорович

ФИО

Касавин Илья Теодорович (р. 07.11.1954)

Образование:

Высшее, с отличием окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1984 г. окончил аспирантуру МГУ имени М.В. Ломоносова

 Языки

Английский (fluent), немецкий (fluent)

Степень:

Доктор философских наук; специальность 09.00.01 – онтология и теория познания,

Должность и профессиональная деятельность:

Организатор и руководитель сектора социальной эпистемологии в  Институте философии Российской Академии Наук (с 2005)

Главный редактор организованного им ежеквартального журнала Института философии РАН «Эпистемология и философия науки» (с 2004)

Член-корреспондент РАН (с 2003)

Профессор ИФ РАН (2009)

Профессор ГАУГН

Президент Русского общества истории и философии науки (с 2016 г.) 

Исполняющий обязанности заведующего кафедры  философии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (с 2016)

 А так же:

  • Член Ученого Совета Института философии РАН;
  • Член Специализированного совета Института философии РАН по специальности 09.00.01;
  • Член редколлегии журнала «Social Epistemology» (UK); 
  • Член редколлегии «Философского журнала»; 
  • Член редколлегии журнала «Вестник Тверского государственного университета, серия Философия»;
  • Член редсовета журнала «Методология и история психологии»;
  • Член редколлегии журнала «Философия науки и техники»

Место работы:

Институт философии Российской Академии Наук

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Государственный академический университет гуманитарных наук

Научные интересы:

Область научных интересов – теория познания, философия науки и социология знания, история философии, науки и культуры. Опираясь на идеи В. С. Степина, В.А. Лекторского, Д. Блура, И.Т. Касавин предложил вариант социальной теории познания (СТП), радикально расширяющий ее предметную область, что позволяет анализировать не только научное, истинное, вербализированное знание, но все когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. СТП предполагает социокультурную интерпретацию классических теоретико-познавательных категорий, отдавая приори­тет не логическим способам анализа и методам истинностной оценки, но феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философский подход к знанию прежде всего с исследованием не предметного, а его социального со­держания. В дальнейшем он, исходя из идей К. Хюбнера, М.К. Петрова А.Я. Гуревича, Э. Эванс-Причарда и М. Дуглас, разрабатывал концепцию креативной онтологии знания, призванной дополнить СТП до целостной неклассической эпистемологии (НЭ). В последней такие категории как «знание», «истина», «рациональность», «прогресс познания», «традиция», «пространство», «время» и др. понимаются уже не только как позиции рефлексии, выражающие социокультурное содержание знания, но выступают как онтологические стратегии, учитывающие размерность целостного индивида. НЭ вводит тем самым элементы специфической антропологии и онтологии, выражением которых выступают новые концепты, в т. ч. за­имствованные из других гуманитарных наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, исторические априори, индивидуальная культурная лаборатория). Данный междисциплинарный подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герме­невтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психологии, лингвистики, исторической географии. Базируясь на подходах Х. Борхеса, К. Гирца, А. Шюца и К. Юнга, И.Т. Касавин разработал с целью дополнительного эмпирического обоснования НЭ элементы исторической эпистемологии, использующей для реконструкции истории позна­ния междисциплинарный метод case studies. Особенность его интерпретации этого подхода состоит в персонификации когнитивных эпох в об­разах героических персонажей (вождей и шаманов, мифических героев, путешественников, философов, ученых), стилизованные фрагменты биографий которых задают архетипы культурной истории. Здесь НЭ смыкается с художественной литературой, используя ее методы для типизирующей реконструкции творческой индивидуальности. В последующем И.Т. Касавин занимался построением целостной концепции повседневности, стремясь синтезировать аналитические и феноменологические подходы; он обосновал функциональную интерпретацию повседневности и необходимость разграничения повседневности как реальности, знания и философского принципа. Анализ естественного языка привел И.Т. Касавина к необходимости осмысления таких феноменов как текст, контекст и дискурс, что должно дать новые ответы на вопросы, поставленные постмодернистскими авторами. Занимался проблематикой междисциплинарности в философии и науках, теорией социальных технологий и исследованием философии Дэвида Юма.

В последние годы сформулирован и систематически обоснован специфический характер социальной эпистемологии по сравнению с классической теорией познания. Во-первых, ее отличает онтологический вопрос об особенностях социокультурной ситуации производства, функционирования и применения знания. Во-вторых, это эпистемологический вопрос о таких способах исследования познавательных процессов и категориальном аппарате, которые базируются на первостепенном значении культуры и социума. В-третьих, это прикладная ориентация социально-гуманитарного знания на разработку способов решения социальных задач. Под этим углом зрения дана новая интерпретация фундаментальных эпистемологических категорий (знание, истина, сознание, опыт, коммуникация, творчество, междисциплинарность), а также таких социокультурных реалий как язык, искусство, мораль, социальный институт, социальная технология.

Название докторской диссертации:

Традиция в структуре познавательного процесса

Наиболее важные публикации и работы:

Автор свыше 400 научных трудов, в т.ч. 13 книг. 40 трудов (в т.ч. 2 монографии) опубликованы на английском, немецком, французском и корейском языках.

Публикации:
Общий список
— Скачать — http://iphras.ru/page20778572.htm

Основные книги:

  • Теория познания в плену анархии. М., 1987;
  • Рациональность в познании и практике. М., 1989 (в соавт. с З.А. Сокулер);
  • Познание в мире традиций. М., 1990;
  • Ansätze zu der sozialen Erkenntnistheorie. Bremen, 1997;
  • Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999;
  • Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000;
  • Социальная теория познания. Учебное пособие. М., 2001;
  • Soziale Erkenntnistheorie. Migrationsmetaphern, Wissenstypen, Textepochen. Nichtklassische Ansätze. Hildesheim, 2003;
  • Анализ повседневности. М., 2004 (в соавт. с С.П. Щавелевым);
  • Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008;
  • Социальная эпистемология: Фундаментальные и прикладные проблемы. М., 2013.
  • Социальная философия науки и коллективная эпистемология. М., 2016.

В качестве редактора и составителя И.Т. Касавин руководил подготовкой более 25 коллективных монографий, антологий и переводов, среди них:

  • Заблуждающийся разум (М., 1990),
  • Деятельность: теории, методология, проблемы (М., 1990, совм. с Лекторским В.А.);
  • Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе (М., 1992),
  • Познание в социальном контексте (М., 1994, совм. с Лекторским В.А.),
  • Философия науки. Вып. 5 (М., 1999, совм. с Порусом В.Н.),
  • Разум и экзистенция (СПб., 1999, совм. с Порусом В.Н.),
  • Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира (М., 2001),
  • Субъект. Познание. Деятельность. К семидесятилетию В.А. Лекторского (М., 2002),
  • Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина (М., 2004),
  • Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход (М., 2006),
  • Энциклопедия эпистемологии и философии науки (М., 2009),
  • Социальная эпистемология (М., 2010),
  • Истина в философии и науках (М., 2010),
  • Эпистемологический словарь (М., 2011),
  • Дэвид Юм и современная философия (М., 2012),
  • David Hume and Contemporary Philosophy. Ed. by Ilya Kasavin. (Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 2012),
  • Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контексты. (М., 2013).
  • Понимание в кросскультурной коммуникации. (М., 2014).
  • Наука и социальная картина мира. (М.,2014).
  • Социальная философия науки: российская перспектива. (М.,2016) 
  • У.Хьюэлл. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю/ пер. А.Л.Никифорова, Е.В.Востриковой под ред. И.Т.Касавина; комм. И.т.Касавина и Т.Д.Соколовой. (М.,2016).

 Основные научные и исследовательские проекты:

  • Социальная философия науки. Российская перспектива (2014-2016) — руководитель проекта (РНФ)
  • Знание-свидетельство (testimonial knowledge) как предмет коллективной эпистемологии (2014-2016) — руководитель проекта (РГНФ)
  • Научная школа «Истоки и перспективы социальной эпистемологии» (2014-2016) — руководитель проекта (Президентский грант).
  • Научная школа «Социальная эпистемология» (2012-2014) — руководитель проекта (Президентский грант).
  • Научная школа «Истина в науках и философии» (2011-2012) — руководитель проекта (Президентский грант).
  • Гуманитарное знание и социальные технологии (2010-2012) — руководитель проекта (ФЦП Научные и научно-педагогические кадры инновационной России).
  • Дэвид Юм и современная эпистемология (2011-2012) — руководитель проекта (грант РГНФ).
  • Язык и сознание: современные эпистемологические проблемы и дискуссии (2009-2011) — руководитель проекта (грант РФФИ).

Награды:

  • Премия им. Плеханова РАН (2013);
  • Медаль Академии наук за цикл работ по методологии науки (1986);
  • Приглашенный старший исследователь Оксфордского университета (Великобритания, 1991, 1993);
  • Стипендии Фондов Гумбольдта, Круппа, Фольксвагена и Немецкой Службы академических обменов (Германия, 1992-2004), Сороса (США, 1990), Темплтона (США, 2005-2009) и пр.;
  • Специальная премия Ученого Совета Института философии РАН (2011) за «Энциклопедию эпистемологии и философии науки»;
  • Премии Института философии РАН за лучшую индивидуальную и коллективные монографии (1990, 2001, 2004, 2013, 2015).

Участие в научных конференциях:        

2016

  1.  Ilya Kasavin. STS: New Trends. Invited speaker. Faculty seminar, Valencia University, 01.12.2016, Валенсия, Испания
  2. Пленарный доклад Касавина И.Т. «Зачем нужно Русское общество истории и философии науки не только сегодня, но и завтра». Всероссийская конференция «Философия науки и техники в России: концепция и дисциплина», 25.03.2016, Москва
  3. Ilya Kasavin. Philosophy оf Science Meets Political Philosophy: A New Convergence. Welcoming word and invited speaker at The International Scientific Conferences on Social Sciences and Arts — SGEM VIENNA HOFBURG 2016, 06.04.2016, Вена, Австрия
  4. Пленарный доклад Касавина И.Т. «Социальная эпистемология. Сфера и границы», а также воркшоп «Социальная эпистемология и экспертиза глобальных проектов», Первый Южно-российский философский конгресс «Философские школы, стратегии развития и вызовы будущего», 25-29.05.2016, ЮФУ, Ростов.
  5. Доклад Касавина И.Т., Никифорова А.Л. «Викторианская философия науки: Уильям Хьюэлл». Семинар Института философии РАН «Проблемы рациональной философии» 21.06.2016. Москва
  6. Воркшоп Касавина И.Т. «Научные зоны обмена: социально-эпистемологический анализ». Нижегородский государственный университет, 24.04.2016

2015

  1. Илья Касавин «О природе глобальных проектов: Инженерия, политика, философия etc» 
  2. Касавин И.Т. Открытая лекция «A Social Philosophy of Science: Idea and Project», 08.01.2015, Университет Валенсии
  3. Касавин И.Т. Открытая лекция «Against Metaphysical Realism: New Prospects for Philosophical Epistemology». 02.2015, Цеппелин Университет, Фридрихсхафен, Германия
  4. Касавин И.Т. «Скептический химик» Роберта Бойля: в поисках утраченного дискурса (публичная лекция в рамках проекта «Анатомия философии: как работает текст» 26.03.15)
  5. Касавин И.Т. Доклад «Парадоксы глобального проектирования», семинар ИФ РАН «Проблемы рациональной философии» (рук. И.Т. Касавин, В.А. Лекторский), 14.04.2015, Москва
  6. Касавин И.Т. 5-6 августа в рамках XV Конгресса по логике, методологии и философии науки (CLMPS 2015) в Хельсинки на базе Университета Хельсинки как председатель оргкомитета и заявитель организовал и провел международный симпозиум Affiliated meeting «A Social Philosophy of Science». И.Т. Касавин выступил с докладом «Philosophy of Science: A Political Turn».
  7. Касавин И.Т. 17-18 октября 2015: 1) Доклад «Последствия контекстуализма: к политической философии науки» // ЮФУ: Всероссийская конференция «Проблема контекста в философии и политике»; 2) Презентация периодических изданий ИФ РАН; 3) Выступление в «круглом столе» главных редакторов российских гуманитарных журналов
  8. И.Т. Касавин принял участие в организации в качестве члена оргкомитета и выступил с пленарным докладом «Философия: мифопоэтический дискурс» на Всероссийской научной конференции «Поэтический и философский дискурсы: история взаимодействия и современное состояние» (7-9 октября 2015 г.) в Институте языкознания РАН: http://iling-ran.ru/main/conferences/2015_poetic_discourse
  9. И.Т. Касавин выступил с первым пленарным докладом «Социальный смысл творчества» на Всероссийской научной конференции «Творчество: наука, искусство, жизнь», посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева (24-26 сентября 2015 г.) в Институте психологии РАН http://creativity.ipras.ru/ponomarev2015/texts/program.pdf
  10. И.Т. Касавин организовал как председатель оргкомитета и выступил с пленарным докладом “On the Nature of Global Projects: Engineering, Politics, Philosophy etc.”на международном симпозиуме «Social Philosophy of Science 3.0» 17.11.2015, ИФ РАН

2014

  1. Kasavin, Ilya. Why Metaphysical Realism? On the Margins of the Recent Realism – Anti-realism Debate. University of Valencia, Spain. 08.01.2014.

2013

  1. Kasavin, Ilya. Underdetermination of Knowledge by Context: A Challenge for Social Epistemology // Abstracts of the 23rd World Congress of Philosophy, Athens, Greece, Section of Theories of Knowledge and Epistemology. Athens, 2013. С. 328.
  2. Kasavin, Ilya. «Comments on Jennifer Lackey’s Group Belief: Lessons from Lies and Bullshit» (содоклад на российско-американской конференции «Analysis of Belief», Институт философии РАН, июнь 2013, председатель и содокладчик) http://iph.ras.ru/uplfile/socep/on_lackey.pdf
  3. Kasavin, Ilya. «What Kind of Realism Does Social Epistemology Assume?» (доклад на приглашенной сессии «Social Epistemology after 25 years: Where We Have Been and Where We Might Go» 23 Всемирного философского конгресса,  Афины, август 2013, председатель и докладчик). М., ИФ РАН, 2013.
  4. Касавин И.Т. Выступление на «Круглом столе» по книге В.С. Степина «Цивилизация и культура» // Вопросы философии, 2013, № 11.

Уровень публикационной активности:

http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=75095&pubrole=100&show_refs=1

Контакты    

iliakassavine@iph.ras.ru