История факультета

У истоков создания факультета социальных наук – значительные преобразования в системе российского высшего образования. 90-е годы XX века в вузах России – время глубоких качественных изменений в сфере социально-гуманитарных наук, что было обусловлено общими переменами в системе высшего образования, особым образом затронувших традиционный для советской высшей школы комплекс общественных наук. Реформирование российского общества в условиях глубоких структурных изменений потребовало принципиально новых подходов к развитию социально-гуманитарного знания и созданию системы подготовки квалифицированных кадров для социальной сферы. Становление многих социальных наук, особенно для нестоличных вузов, при отсутствии необходимого опыта, подготовленных кадров сделало не просто полезным, но и жизненно важным обращение к международному опыту в этой области. Это в полной мере относится и к Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского.

Осознание важности перемен руководством университета определило поиск новых подходов и осуществление продуманных шагов по разработке стратегии развития социально-гуманитарного образования на долговременную перспективу. В начале 90-х годов в университете открывается подготовка по новым социально-гуманитарным специальностям (в том числе, по социологии и социальной работе), в структуре исторического факультета создается отделение социальных наук. Эти усилия были по заслугам оценены на региональному уровне – группа специалистов университета в 1993 году была награждена Премией Нижнего Новгорода (в их числе, зав. кафедрой общей социологии и социальной работы профессор З.Х.Саралиева). По инициативе ректората ННГУ и при поддержке Государственного комитета по высшей школе РФ в 1993 г. при университете были созданы межвузовский центр по разработке концептуальных основ и содержания гуманитарного образования, научно-методический совет ННГУ по общему гуманитарному образованию, Верхне-Волжский филиал Российского центра гуманитарного образования по переподготовке специалистов в сфере социально-гуманитарных наук, начало работу Нижегородское отделение Академии гуманитарных наук. Проделанная организационная, научно-методическая и аналитическая работа подготовила условия для следующего шага — была разработана Концепция развития гуманитарного образования в ННГУ, которая была обсуждена и одобрена Ученым Советом университета в декабре 1994 года.

В рамках реализации этой программы в 1996 году был создан и факультет социальных наук в соответствии с решением Ученого Совета ННГУ и приказом ректора № 119-ОД от 25 октября 1996 г. Первоначально факультет осуществлял подготовку социологов и социальных работников силами двух кафедр – общей социологии и социальной работы зав. кафедрой профессор З.Х.Саралиева), а также прикладной социологии (зав. кафедрой профессор А.А.Иудин). В структуру факультета также вошли философские кафедры, а в 1997 году кафедра общей и социальной психологии. С 1997 года начинается и подготовка психологов на ФСН. В соответствии со стратегией развития факультета, в целях совершенствования образовательной и научной деятельности позднее были созданы новые кафедры – социологии культуры и духовной жизни (2000), психологии управления (2002), экономической социологии (2006), кафедра философии преобразована в кафедру философской антропологии (2003), кафедра психофизиологии (2010), межкафедральная лаборатория психофизиологии (2010).

В структуру факультета также вошли две лаборатории при кафедре прикладной социологии (социологических исследований и новых информационных технологий) и учебная лаборатория психологии при кафедре общей и социальной психологии. В целях координации усилий по подготовке специалистов-социологов и социальных работников, совершенствования ее научно-исследовательской базы в 2003 г. при кафедре общей социологии и социальной работы была создана межкафедральная лаборатория социологических исследований в социальной сфере. С 1999 г. в структуре Управления информатизации ННГУ и на базе ФСН действует уникальный Тифлоинформационный центр для обучения компьютерной грамотности слепых и слабовидящих студентов. При кафедре психологии управления действует Центр рекруитмента и организационного консалтинга, созданный в рамках Инновационного проекта развития образования.

С 1997 года начинается многоуровневая подготовка: открываются магистерские программы по социологии (1997), философии (1998), социальной работе (2003), психологии (2010).

Начиная во многих аспектах практически с нуля, факультет сформировал основные направления научных исследований, создал признаваемую в России научную социологическую школу, заложил основы подготовки кадров высшей квалификации. Свидетельством тому – действующие на базе факультета два Совета по защитам докторских диссертаций, аспирантура, докторантура, входящий в список ВАКа «Вестник ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки». Важно подчеркнуть, что эта «научная инфраструктура» не только создает возможности для научного развития, но и является успешно действующей. За прошедшее время в диссертационных советах защищено более 15-ти докторских и более двухсот кандидатских диссертаций. Ежегодно проводятся крупные международные научно-практические конференции, реализованы многие научно-исследовательские проекты как инициативные, так и на грантовой основе. Значительная часть научных проектов направлена на изучение актуальных социально-экономических и социально-политических региональных проблем, специалисты факультета решают важные экспертно-аналитические задачи для региональных органов управления. Опубликовано более 70-ти монографий, вышло 24 выпуска «Вестника ННГУ. Серия: Социальные науки», огромное количество научных статей, в том числе в солидных рецензируемых научных изданиях. Вестник стал местом для публикаций, как молодых исследователей, так и опытных ученых из различных вузов и академических учреждений России и Европы.

Научно-исследовательская работа осуществляется на каждой кафедре факультета в рамках основных научных направлений по социологии, философии и психологии. Организуемые НИР носят фундаментальный и прикладной характер. Ежегодно организуется работа по инициативным НИР (как индивидуальным, так и коллективным). ФСН совместно с историческим (впоследствии с ФМО) и филологическим факультетами участвовал в 2001-2005 гг. в реализации фундаментальной НИР по разработке концептуальных основ социально-политической, социально-психологической и социо-культурной адаптации населения Нижегородского региона в современных условиях (в рамках единого заказ-наряда Минобразования РФ). В 2006-2010 гг. совместно реализован новый 5-летний проект – «Исследование межкультурных коммуникаций: национальные и межконфессиональные аспекты, вопросы языковой политики» (научный руководитель, ректор ННГУ, проф. Р.Г.Стронгин).

В 2006-2007 гг. был реализован проект «Роль общественных молодежных объединений в формировании гражданской ответственности молодежи» в рамках аналитической ведомственной программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» (объем финансирования – более 3,5 млн. руб.).

В рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» в 2010 г. был выигран и реализован проект по проведению поисковых научно-исследовательских работ в рамках мероприятия 1.4 «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в целях развития общероссийской мобильности в области естественных и гуманитарных наук» по теме: «Межпоколенные отношения в современной российской семье» на 2010 год (объем финансирования – 2 млн. руб.).

Ученые факультета приняли участие в реализации проектов по грантам РФФИ, в т.ч., «Физическое и духовное здоровье нижегородской молодежи» (2009-2010, под руководством проф. А.А. Иудина), «Исследование личностной автономии как психологического конструкта самодетерминации и самоактуализации» (2011, проф. Л.Н. Захарова) и др..

Возникнув на гребне волны глубоких социальных, экономических, политических и духовных трансформаций российского общества 90-х годов, серьезных и непростых изменений в системе высшего профессионального образования, факультет социальных наук усилиями профессорско-преподавательского состава при поддержке университетского руководства завоевал репутацию динамично развивающегося подразделения в самом университете, в регионе и за его пределами.