Главная - Публикации в СМИ - Коктейль из наук. Как ученые измеряют уровень стресса на дорогах и в школах

Коктейль из наук. Как ученые измеряют уровень стресса на дорогах и в школах

13 сентября 2018

«Жизнь – сплошной стресс!» – это коммерческое клише или жестокая правда цивилизации?

Как после Дня знаний уберечь детей от чрезмерных волнений за школьной партой? И для чего под рукой у взрослых обязательно должен быть резиновый начальник? Ответы на эти вопросы «АиФ-НН» ищет вместе с доктором биологических наук, профессором кафедры психофизиологии факультета социальных наук ННГУ Сергеем Париным.

Сердцу не до покоя

Злата Медушевская, «Аиф-НН»:

Сергей Борисович, большинство людей смутно представляют, чем занимаются психофизиологи. Головой? Телом?

Сергей Парин: Как некогда сказал Галилео Галилей, надо измерять измеримое и сделать измеримым то, что ещё не поддаётся измерению. Мы занимаемся изучением сознания и высших мыслительных процессов с помощью информационных моделей. Это попытка приблизить проблему психологическую и даже философскую к методам исследований, применяемых в точных науках. Не случайно когнитивистика – это коктейль из множества разных наук: физики, математики, психологии, физиологи, лингвистики.

– Но разве реально измерить сознание человека?

– Сознание – нет. Мы измеряем те отклики, которые в человеческом организме возникают при определённых актах сознания и связаны с работой внутренних органов.

Классический пример – сердце. Из курса биологии мы знаем: оно действует по принципу насоса. При этом в разных ситуациях сердце ведёт себя по-разному: уходит в пятки, сладко ноет, замирает, бешено колотится…

Это происходит, поскольку сердцем управляет мозг. Он даёт органу сигнал в зависимости от обстановки изменить характер насосной деятельности. На кафедре психофизиологии университета впервые в мире создали технологию мобильной событийно-связанной телеметрии ритма сердца. Она позволяет по работе сердца, прежде всего по изменению характера его деятельности, достоверно оценить, что происходит с психикой.

– Как ведутся такие измерения?

– Мы надеваем на человека датчик меньше спичечного коробка. Сигналы с датчика собираем и анализируем на специальном сервере. В ряде случаев мы фиксируем контекст – то, что сейчас происходит с испытуемым, с помощью видеорегистратора. Мы обнаружили и запатентовали маркеры начала стресса с точностью до 10 секунд. В первую очередь, это особый ритм сердца, который определяется при помощи сложных математических расчётов.

Зайца понять можно

– Какова прикладная часть таких исследований?

– Четыре года назад мы создали интерактивный сервис для мониторинга стрессогенных зон дорожной инфраструктуры Нижнего Новгорода – проще говоря, городскую дорожную карту стрессов. Датчики надевали на водителей общественного и личного транспорта.

Целью этого проекта было помочь изменить инфраструктуру Нижнего в лучшую сторону. Жаль, что власти картой не воспользовались.

– Но здесь вроде всё ясно. Стресс у водителей вызывают пробки?

– Необязательно, порой и просто неорганизованное дорожное движение. Водители общественного транспорта «стрессуют» на остановках. При высадке и посадке людей риск нестандартных ситуаций возрастает. Почти у всех испытуемых один только вид сотрудника ГИБДД вызывает стресс.

Но помню, однажды датчик показывал, что человек за рулём просто в жутком стрессе, при этом видеорегистратор каких-то перемен в окружающей его действительности не фиксировал. Оказалось, мужчине позвонила теща.

– То есть утверждение, что мы живём в стрессе, не голословное?

– Одна из современных теорий гласит: наша жизнь – сплошной стресс. Когда мы умудряемся без него обойтись – вот это и есть счастье.

На мой взгляд, это преувеличение. Но цивилизация действительно развивается слишком быстро. Мы втягиваемся в этот бешеный ритм и всё острее реагируем на окружающую действительность. Люди ушли от того, для чего стресс был заложен в них природой. Вот заяц сидит на грядке в огороде и грызёт морковь. Вдруг перед ним возникает человек с собакой. Заяц бежит так, как никогда не бегал. Доказано: на первом этапе стресс даёт силы поднимать два собственных веса, прыгать через рекордную высоту. Для животного такая реакция организма – способ спасения. Зайца понять можно.

Но вот вас обругали в общественном транспорте. Хам трамвайный вас не убьёт на месте, но реакция у вас такая же, как у зайца, за которым гонится собака. Правда, заяц во время бега до безопасного места выплеснет все негативные эмоции. А мы сжигаем себя изнутри.

Здесь японцы как нация показали себя настоящими мудрецами. В Японии у сотрудников крупных компаний в личном шкафу припасена резиновая фигура начальника. После особо напряжённых моментов общения с руководством человек выходит в коридор и «разбирается» с фигурой – стресс выходит наружу. В европейском обществе мы предпочитаем приходить домой и срываться на близких.

Предупреждён – значит вооружён

– Насколько я знаю, кафедра психофизиологии получила трёхгодичный грант Российского фонда фундаментальных исследований на продолжение исследований теории стресса. На этот раз вы хотите создать карту стрессовых нагрузок школьников…

– Мы знаем, что дети испытывают стресс в школе. Говорить, что ребёнок должен быть полностью ограждён от такого эмоционального опыта, неверно. Из-за отсутствия конфликтных ситуаций у человека часто снижается общая жизненная мотивация.

Значит, надо просто уменьшать количество стрессовых ситуаций во время учёбы. Наш проект предусматривает создание и внедрение информационной технологии для защиты детей от многочисленных негативных последствий напряжённой городской жизни.

На основе телеметрии ритма сердца школьников в процессе учёбы будем создавать интерактивные карты стрессовых нагрузок. Родители и учителя смогут контролировать состояние сердечно-сосудистой системы ребёнка, эмоциональное напряжение и уровень субъективной сложности задач для каждого.

Вообще, когда пишешь заявку на грант, рассказываешь о конкретных наработках по теме. У нас они богатые. Мы давно оцениваем стрессогенность событий школьной жизни в подшефных школах города. Например, пришли к выводу, что на контрольных особенно нервничают хорошисты, поскольку речь идёт об изменении их школьного статуса: тройка способна испортить успеваемость. Отличники волнуются меньше, у них есть запас прочности. Двоечники не волнуются совсем – оценки не влияют на их жизнь.

В одной из школ мы заметили: дети испытывают сильный стресс, приходя в кабинет рисования. Оказалось, учитель самоутверждался за счёт их психики…

– Можно ли дать родителям, советы как уберечь детей от стресса в школе?

– Стресс часто вызывает отсутствие информации. Чем больше у человека знаний об окружающем мире, тем больше он понимает, что мнения могут быть разными. Чем быстрее ребёнок научится их сопоставлять, а потом размышлять над полученной информацией, тем менее он будет подвержен стрессу.

Конечно, многое зависит от семьи. Стоит найти золотую середину в отношениях. Это должны быть доверительные и требовательные отношения одновременно.

 

Справка:

Сергей Парин

В 1979 году окончил биофак Горьковского университета. Область научных интересов: нейробиология, психофизиология, нейрохимия, физиология экстремальных состояний, нейроинформатика. Почётный работник высшего образования РФ, президент Нижегородского филиала Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, член правления Российской ассоциации нейроинформатики, член Международной организации по когнитивной науке. Доктор биологических наук, профессор.

 

Еженедельник “Аргументы и Факты”. – № 36. – 05.09.2018

Злата Медушевская

http://www.nn.aif.ru/health/details/kokteyl_iz_nauk_kak_uchenye_izmeryayut_uroven_stressa_na_dorogah_i_v_shkolah

Все новости