A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Публикации в СМИ - Киберпсихологи помогают машинистам и маркетологам

Киберпсихологи помогают машинистам и маркетологам

11 мая 2023

Энцефалограф, автосимулятор, EyeTracking-очки… Приборы позволяют нижегородским учёным изучать нюансы человеческого поведения, имеющие огромную практическую ценность.

Слушайте сердце

Лаборатория киберпсихологии на факультете социальных наук ННГУ им. Лобачевского – на вид обычная аудитория. Правда, в ней есть не совсем обычные приборы, а задачи, которые здесь пытаются решать, и вовсе из области научной фантастики.

«Новая реальность уже наступила. Мы живём в информационном мире, который сами же и породили. Информация для нас – товар, оружие, развлечение и многое другое, – рассуждает декан факультета социальных наук Роман Голубин. – Мы как учёные пытаемся понять, в чём специфика поведения человека в виртуальном мире. Там складывается другое мышление, возникают другие реакции, коммуникации. Надо эти алгоритмы понять и работать с ними на благо человечества».

Одним из первых приобретений лаборатории был автосимулятор. Он напоминает автомобильное кресло и позволяет воспроизводить процесс вождения машины. А при подключении виртуального шлема эффект погружения в дорожную реальность полный.

Человека в автокресле подключают к различным датчикам и фиксируют его психофизиологические реакции. Например, как влияет рациональный и иррациональный страх на то, как человек ведёт машину и как он себя чувствует в это время.

«Датчик фиксирует время между ударами сердца. Смотрим на их динамику и выявляем закономерности, – объясняет кандидат психологических наук, заведующая лабораторией киберпсихологии Валерия Демарёва. – Выясняем, как влияет иррациональный страх вождения на показатели ритма сердца и что можно сделать, чтобы помочь от этого страха избавиться».

А ещё автосимулятор позволяет изучить, как люди с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ) водят автомобиль. Прежде считалось, что такой синдром заканчивается с подростковым возрастом, но сейчас научное сообщество эту версию опровергает.

Понятно, что у людей с СДВГ могут возникать проблемы при вождении автомобиля. Какие? Как их можно корректировать? Сейчас этими вопросами занимаются учёные.

Музыка против инсульта

От общего пространства в лаборатории отгорожена небольшая комната. Там проводят исследования при помощи энцефалографа. Из классики – тест на открытие и закрытие глаз, чтобы подтвердить, что человек не страдает эпилепсией и что в целом его мозг работает нормально.

Кроме того, энцефалограф показывает, как мозг воспринимает музыку, точнее, её разную структуру. Во время испытаний учёные варьировали чётный и нечётный ритм, а также быстрый и медленный темп музыки. Задача была – понять, как мозг 20 испытуемых реагирует на изменения метрической структуры.

«Сейчас популярны различные нейротренинги для расслабления. Те же крупные банки открывают комнаты психологической разгрузки для сотрудников, где есть нейрооборудование с музыкальными программами, – продолжает Валерия Демарёва. – На самом деле сфера влияния музыки на человека очень мало изучена. Наш эксперимент добавляет знаний о том, какие темпоритмические характеристики надо использовать для расслабляющего эффекта».

Ведут здесь исследования и в сфере нейрореабилитации – изучают, какие музыкоподобные стимулы могут безопасно помочь мозгу восстановиться после инсульта.

Кстати, киберпсихологи считают, что в восприятии человеком музыки очень много нюансов. К примеру, не всех успокаивает классическая музыка. Ваши вкусы сильно зависят от жизненного опыта. Скажем, если вас в своё время из-под палки заставляли ходить в музыкальную школу, Моцарт вас не особенно расслабит в трудную минуту.

Наедине с самолётом

Сейчас железнодорожные, авиационные, другие транспортные компании во всём мире стараются максимально уйти от дублирования машинистов, лётчиков, водителей. В идеале со сложнейшими механизмами должен справляться один человек.

Нашим учёным удалось разработать технологию контроля за состоянием человека на основе реакции глаза. Для этого в кабине машиниста, лётчика или водителя устанавливают высокочувствительные инфракрасные камеры. Они помогают вовремя заметить, что у человека, оставшегося наедине со сложным механизмом, к примеру, снизилась концентрация и скорость реакции.

У исследователей уже есть в арсенале огромная база подобных реакций и специальная программа обработки данных, дело за практическим внедрением.

Кстати

  • Реакция глаза может быть полезна и маркетологам. Сделать выводы им помогут очки EyeTracking, оснащённые двумя внешними и двумя сверхчувствительными внутренними камерами. Снятое очками видео можно проанализировать и понять, куда человек смотрел в каждый момент времени. Реакция зрачка на те или иные товары позволяет, например, корректировать выкладку этих товаров в магазинах, повышая их популярность у потребителей.
  • Движение глаз – одна из первичных неосмысленных реакций. Как показывают научные исследования, свой подсознательный выбор мы делаем на основании этих реакций. Не зря же говорят: бери то, на что глаз упал.

Автор: Злата Медушевская

На что глаз упадёт. Как киберпсихологи помогают машинистам и маркетологам // Аргументы и Факты – Нижний Новгород. – 18.03.2023.

Все новости