A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Публикации в СМИ - Исключить человеческий фактор

Исключить человеческий фактор

17 мая 2021

Выставка техсовета ГЖД по традиции представила новейшие технические разработки. Она удивила разнообразием представленных тем и количеством участников.

Свои ноу-хау для железной дороги представили не только структурные подразделения ГЖД, но и предприятия, расположенные на полигоне дороги, а также учебные заведения – СамГУПС и ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Одним из самых заметных было выступление специалистов лаборатории киберпсихологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Они предложили свои решения по исследованию эмоционального состояния локомотивных бригад, диспетчеров, а также по работе с персоналом. Учёные считают возможным обследовать машинистов в ходе ПРМО (предрейсового медосмотра) и «видеть» его  психофизиологическое состояние посредством технического зрения непосредственно в рейсе. Это, по словам докладчика, позволит уменьшить травмоопасность и снизит роль человеческого фактора на дороге.

– Мы используем такие технологии, как высокочастотная инфракрасная камера для детекции движения глаз, датчик пульса, фиксирующий сердечный ритм, и смартфон, который может спускать несложные тесты для оценки когнитивного статуса человека. Всё это аккумулируется на облачном сервисе онлайн и не требует участия оператора. Состояние машиниста может отслеживаться диспетчером посредством облачного сервиса, к которому у него будет доступ. Также мы можем оценивать состояние диспетчеров, – доложила в ходе своего выступления доцент соцфака ННГУ Валерия Демарева.

Что же касается работы с персоналом, то здесь у университета тоже есть готовые программы. Специалисты могут определить степень развития качеств и способностей кандидатов на должность или уже работающего персонала на предмет соответствия этого человека определённым требованиям должности.
– Мы можем создавать психофизиологический портрет кандидата или уже работающих сотрудников, выстраивать их рейтинг. Можем оценивать самые разные показатели, включая и чисто психологические, физиологические, социальные – дипломатичность, и даже честность и порядочность, – отметила доцент.

По окончании доклада службой технической политики было озвучено решение разместить систему оценки состояния машиниста на моторвагонном подвижном составе, курсирующем на Заволжском участке. В перспективе она будет применяться и для анализа психофизиологического состояния диспетчеров. Возможности киберпсихологии смогут использовать на ГЖД и для оценки кадров – насколько человек способен выполнять повышенные требования к той или иной должности. Начальник дороги согласился с тем, что тема интересная. Ни отказ, ни неисправность, а именно пресловутый человеческий фактор привёл к крушению на станции Новки-I. Руководитель потребовал изучить предложение университета предметно и использовать его в производственной практике.

Автор: Ольга Шаронова

Исключить человеческий фактор // Волжская магистраль. – № 031 – 25.02.2021. – С.7.

Все новости