A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия

Шутова Наталья Вадимовна

Профессор кафедры общей и социальной психологии, доктор психологических наук, профессор 

Сфера научных интересов связана с проблемами  развития субъектной активности личности на разных этапах онтогенеза. Приоритетным направлением научных исследований является разработка  теоретико-организационных подходов к использованию  психологических возможностей искусства в развитии личности на разных этапах онто – и дизонтогенеза.

Н.В. Шутова является разработчиком и одним из организаторов экспериментального обучения детей с задержкой психического развития в специализированных коррекционно-развивающих учреждениях г. Нижнего Новгорода (с 1999 года). Разработчик комплексной критериально-ориентированной методики по диагностике интегрированного психического развития детей дошкольного возраста с разным темпом психического развития, которая эффективно используется в практике детской и коррекционной психологии.

Образование:

В  1987 году с отличием окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

В 1991 – 1994 годах обучалась в очной аспирантуре по специальности «Педагогическая психология».  В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Музыкальное воздействие на  субъекта учебной деятельности как психологическое средство оптимизации его труда» по специальности 19.00.07 — Педагогическая и возрастная психология.

В 1999 году  решением Министерства общего и профессионального образования РФ присвоено ученое звание доцента.

В 2004-2007 годах обучалась  в очной докторантуре по специальности «Коррекционная психология». В 2009 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия » по специальности 19.00.10 – коррекционная психология.

В 2013 году приказом Министерства образования и науки РФ присвоено ученое звание профессор.

С 2019 года является членом диссертационного совета Д 850.007.05 по коррекционной психологии 19.00.10 и коррекционной педагогики 13.00.03созданом на базе ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Член редколлегии научного электронного журнала «Нижегородский психологический альманах». В 2001 году награждена почетной грамотой Министерства образования РФ.

За время работы в ННГУ Шутовой  Н.В. разработаны и реализуются следующие учебные курсы:

  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика возрастных кризисов
  • Гендерная психология
  • Качественные и количественные методы исследований в психологии
  • Психодиагностика
  • Психодиагностика возрастных особенностей
  • Музыкотерапия в клинической практике

Список важнейших научных работ:

Монографии:

  1. Шутова, Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография / Н.В.Шутова; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н.Новгород, 2000. – 126 с.
  2. Шутова, Н.В. Физиология высшей нервной деятельности и психология / Н.В.Шутова, А.А.Касьян, С.В.Куревина и др.// Идеология и наука.(дискуссии советских ученых середины ХХ века): коллективная монография. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. –350 с.
  3. Шутова, Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей средствами музыкального воздействия: монография / Н.В.Шутова; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2008. – 225 с.
  4. Шутова Н.В. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход. /У.В.Ульенкова,Е.Е.Дмитриева и др.// Коллективная монография -Н.Новгород,2009.- 253с.
  5. Шутова Н.В. Коммуникативные практики современности. Коллективная монография. Н.Новгород, 2011- 271с.
  6. Шутова Н.В.,Архипова М.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков (монография) Изд-во LAMBERT, 2012. – 184 с.
  7. Шутова Н.В. Специальная педагогика и специальная психология: современные методические подходы. Коллективная монография. Москва,2013 – 336 с.
  8. Шутова Н.В. Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект./Т.Н. Князева, О.В. Суворова, Л.Э. Семенова и др./ Коллективная монография, Н.Новгород НГПУ им. К.Минина – 240 с.

Учебно- методические пособия:           

  1. Шутова, Н.В. Методы диагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2002. – 52 с.
  2. Шутова, Н.В. Предмет и методы детской психологии: учебное пособие / Н.В.Шутова, Е.Е.Дмитриева, О.В.Суворова // Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. – Н.Новгород, 2004.-85 с.
  3. Шутова, Н.В. Методы психодиагностического исследования личности: методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2005. – 59 с.
  4. Шутова, Н.В. Введение в психодиагностику: краткий курс лекций / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2005. – 34 с.
  5. Шутова, Н.В. Возрастная психология. : учебно-методическое пособие / Н.В.Шутова, Е.Е.Дмитриева, И.А.Конева //– Н.Новгород, 2006. – 150 с.
  6. Шутова, Н.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. учебное пособие / Н.В. Шутова, У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева и др./– СПб.: Питер, 2007, – 305с. грифом МОРФ.
  7. Шутова, Н.В. Психодиагностика в профессиональном консультировании: методическое пособие / Н.В.Шутова, В.В.Кисова. – Н.Новгород, 2007. – 72 с.

Статьи в журналах:            

  1. Шутова, Н.В. Музыка как средство психомоторной коррекции детей с проблемами в развитии / Н.В.Шутова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Акмеология образования. Т. 12. №4. 2006. – С. 29-34 (0,7 п.л.).
  2. Шутова, Н.В. О влиянии музыки на оптимизацию творческой деятельности обучающихся / Н.В.Шутова // Наука и школа. №4. 2007. – С. 35-37 (0,5 п.л.).
  3. Шутова, Н.В. Психологические возможности использования музыки в образовании / Н.В.Шутова // Искусство и образование. №4(48). 2007. –С. 90-96 (0,5 п.л.).
  4. Шутова, Н.В. Использование иерархической системы музыкального воздействия в психокоррекционной и развивающей работе с детьми / Н.В.Шутова // Приволжский Научный журнал. № 3. 2008. – С. 115-119 (0,5 п.л.).
  5. Шутова, Н.В. Экспериментальное изучение влияния музыкального воздействия на оптимизацию интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н.В.Шутова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 4 – С. 138-141 (0,5 п.л.).
  6. Шутова, Н.В. Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность / Н.В.Шутова // Вестник СПГУ. № 1(11). 2009. – С. 170-175 ( 0,6 п.л.).
  7. Шутова, Н.В. Особенности реакций на фрустрационные ситуации детей старшего дошкольного возраста с разными вариантами развития / Н.В.Шутова // Приволжский научный журнал. № 1. 2009. – С. 157-162 (0,6 п.л.).
  8. Н.В.Шутова Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР (статья)ВАК// Высшее образование в России. – 2012. – №2. Дмитриева Е.Е., Ульенкова У.В.(1,5П.Л.)
  9. Н.В.Шутова Art of music in teaching foreign languages. / European Conference on Education and Applied Psychology 4th International scientific conference 14th October,2014. Vienna 2014 ст.67-73
  10. Н.В.Шутова Теоретические и организационные подходы к оптимизации психического развития детей с ЗПР средствами музыкального воздействия // Коррекционная педагогика: теория и практика.2014 №4(62).С.17-24.
  11. Н.В.Шутова Experimental study of the leading motives in learning a foreign language //Mediterranean Journal of Social Sciences Vol. 6, No. 6, Supplement 5, December 2015, Special edition. Архипова М.В., Белова Е.Е.,     Ким О.М.,  Орлова О.А.
  12. Н.В.Шутова Становление и пути развития психологического образования в Горьковском Государственном педагогическом институте в 20-80 годы 20 века /Вестник Мининского университета . 2016 № 2 (15) .С.16 Кисова В.В. 1п.л.
  13. Н.В.Шутова От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце20-начале 21 века/ Вестник Мининского университета. 2016 № 4 (17) .С.241п.л. Кисова В.В.
  14. Н.В.Шутова Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практики (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии /Вестник Мининского университета. 2017. № 1.(18) С.17 Кисова В.В. 0.7 п.л
  15. Н.В.Шутова Оценка риска интернет зависимости для психического здоровья подростков/ Гигиена и санитария 2017. Т.96.№6 С.568-572 Баранова Ю.М.
  16. Н.В.Шутова On Motivation of Learning English as a Foreign Language: Research Experience in Russian University Context Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVII th International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI 2017), October 11–13, 2017, Tomsk, Russia Maria V. Arkhipova, Ekaterina E. Belova, С. 113-122 Advances in Intelligent Systems and Computing. Т. 677. С. 113-121. Arkhipova M.V., Belova E.E.
  17. Н.В. Шутова Комплексная диагностика психомоторного развития старших дошкольников в условиях онто- и дизонтогенеза Перспективы науки и образования.-2019№3(39).С.212-228 Суворова О.В., Архипова М.В.

E-mail: shutova.natalia@fsn.unn.ru

Все новости