A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Участники проекта «Психологическая гостиная» получили рекомендации по повышению коммуникативной компетентности

Участники проекта «Психологическая гостиная» получили рекомендации по повышению коммуникативной компетентности

17 ноября 2021

Студенты ННГУ им. Н.И. Лобачевского, участвующие в проекте «Психологическая гостиная», получили практические рекомендации по повышению коммуникативной компетентности.

Первая в текущем учебном году встреча в рамках проекта состоялась в ноябре и была посвящена теме «Свобода общения».

Студенты ФСН, ИИТММ, РФ, ИББМ познакомились и прошли тренинг, чтобы развить навыки коммуникации, научиться распознавать вербальные и невербальные сигналы коммуникации, изучить коммуникативные барьеры и научиться их преодолевать, научиться избавляться от стереотипов, осознавать и избавляться от негативных установок в процессе общения.

В роли ведущих психологического тренинга выступили студентки ФСН направления подготовки «Общая и практическая психология» – Карина Муравьева и Анастасия Пилюкина (под руководством психолога Наталии Бабиновой).

Практические советы как повысить свою коммуникативную компетентность:

Записывать свои телефонные разговоры на диктофон.

Анализировать записи: внимательно слушать тон, скорость, эмоциональную окраску и контент диалога, определять, что нравится, а что нет в собственных фразах. Просить собеседников давать обратную связь, сравнивать свои ощущения с полученной информацией. Выписывать каждый раз 2-3 основных вывода, которые зацепили больше всего. Обращать внимание на это в последующем общении со всеми собеседниками.

Выделять слова-паразиты и учиться их избегать.

«Как бы», «это», «вот», «э-э-э», «а-а-а», «в общем», «значит», «короче», «просто», «в принципе», «например», «так сказать», «типа» – могут исчезнуть из обихода, если пробовать говорить медленнее и делать речевые паузы.

Упражнение «беседа с зеркалом».

Помогает наблюдать за собой со стороны, учит говорить связно, «подсвечивает» зоны роста и показывает сильные черты. Это позволяет наладить контакт с самим собой, что немаловажно, так как принятие своей внешности и стиля общения – залог успешной коммуникации с другими людьми.

Запоминать цитаты и интересные мысли.

Это полезно для развития коммуникационных навыков. Также можно использовать в речи метафоры и поговорки, истории и притчи. Их можно вставлять в беседу исходя из контекста общения, нарушая неловкое молчание, поддержав речь собеседника или привлекая внимание аудитории. Storytelling (от англ. «рассказывание истории») – искусство донесения информации с помощью рассказов, которые возбуждают у человека эмоции и образы – набирает обороты в качестве незаменимого инструмента коммуникации.

Больше читать не только классическую, но и современную литературу.

Это позволит идти в ногу со временем, чувствовать тренды и разные слои культуры.

Пересказывать.

Не только художественные произведения, но и любимый блог, статью, запомнившийся отрывок из фильма или аудио-книги. Читаем, слушаем или смотрим – затем пересказываем самому себе вслух, желательно с театральным подходом и эмоциональной окраской.

Скороговорки, пение, разговоры с «набитым ртом».

Это улучшает дикцию и повышают уверенность спикера. Тренироваться лучше перед самим выступлением или встречей, разрабатывая артикуляцию.

Развитие эмпатии и умения слушать.

Полезное упражнение: включить видео на смартфоне, сериал или любой фильм по телевизору, около минуты внимательно слушать героя, затем выключить и попытаться понять, о чем он продолжает говорить. Повторить действие, но уже самостоятельно развивать мысль за героя. Это упражнение отлично проходит в компании семьи и друзей, также может быть элементом нетривиального коммуникативного тренинга, где развивается не только навык общения и чувство юмора, но и гибкость мышления.

Коммуникативная игра «загадка Льюиса Кэрролла».

Поможет сломать привычные стереотипы и неординарно мыслить. Желательно выполнять его вдвоем. Один из игроков называет любое слово, после задается вопрос «чем он похож на..?». Второй игрок называет любое другое слово. Пример: «Чем жираф похож на автобус?». Далее в диалоге развиваются всевозможные варианты ответов. Это упражнение подходит для детей и взрослых любого возраста, отлично проходит в коллективах и может быть использовано как креативный инструмент при создании нового продукта, как элемент дизайн-мышления или разминка на тренинге.

Игра «Крокодил».

Эта знакомая всем веселая игра как нельзя лучше развивает навыки коммуникации, прокачивая невербальную сторону общения и умение понимать друг друга. Кроме того, этот простой инструмент не только способен повысить коммуникативные навыки, но и расширить кругозор, любознательность, создать атмосферу открытости и работать на сплочение команды.

Справка:

Проект «Психологическая гостиная» реализуется Центром социально-психологического сопровождения студентов ННГУ, который действует на базе Факультета социальных наук.

Центр создан для поддержания психологического здоровья студентов и профилактики социальных дезадаптаций.

Все новости