Главная - Новости - Исследование: Оптимисты чаще доверяют ученым и науке

Исследование: Оптимисты чаще доверяют ученым и науке

05 мая 2022

Как связано ожидание лучшего будущего с доверием к науке и готовностью стать ученым? Отвечает исследование преподавателей, аспирантов и студентов Факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Вовлечение молодых людей в науку, повышение её статуса и популяризация – сложная и важная задача. Определённый потенциал в повышении мотивации студенческой молодёжи к построению научной карьеры может быть связан с позитивным мышлением, влияющим на разные стороны жизни и профессиональной деятельности, способность преодолевать барьеры в самых сложных ситуациях.

Одним из направлений, в рамках которого рассматривается позитивное мышление, явление диспозиционный оптимизм, то есть «стабильная личностная характеристика, отражающая позитивные ожидания субъекта относительно будущего».

Исследование показало, что уровень диспозиционного оптимизма студенческой молодёжи весной 2022 г. в условиях сложной макроэкономической ситуации находится на среднем уровне, но достоверно ниже, чем в 2010 г.

Уровень диспозиционного оптимизма положительно влияет как на доверие студентов науке, так и учёным. В наибольшей степени доверяют науке обладающими наиболее сильно выраженными позитивными ожиданиями студенты.

Следует отметить, что уровень доверия людям (субъектам деятельности), проводящим исследования, оказывается ниже, чем обобщённой категории, представляющий предмет их работы.

При более благоприятной макросредовой обстановке уровень диспозиционного оптимизма повышается, а, как следствие, возрастает доверие науке и учёным.

При действии неблагоприятных факторов внешней среды, напротив, снижается как уровень диспозиционного оптимизма, так и доверия науке и учёным, что, в свою очередь, может негативно повлиять на вовлечённость молодёжи в научную деятельность.

Большинство студентов не связывают свою будущую профессиональную деятельность с научной сферой. Однако около трети всех респондентов готовы заниматься научной деятельностью на каком-то этапе своей карьеры. Менее 5% студентов включают научную карьеру в свои профессиональные планы.

Насколько выбор карьеры учёного обусловлен ожиданием благоприятных результатов, выяснялось на следующем шаге исследования. Оказалось, что оптимисты несколько чаще готовы рассматривать карьеру учёного.  Но в целом стало понятно, что уровень диспозиционного оптимизма не влияет на готовность заниматься научной деятельностью.

Выборка исследования: 721 студент 5 российских вузов, расположенных в Республике Крым, Нижегородской, Самарской и Ярославской областях. 

Исследование выполнено при поддержке Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Проектная команда:  доцент кафедры психологии управления, руководитель магистерской программы «Организационная психология» Мария Прохорова, аспирант кафедры психологии управления Анастасия Савичева, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Екатерина Плотникова, студентка ФСН (направление подготовки «Психология служебной деятельности») Лия Козлова.

Доклад «Роль диспозиционного оптимизма в отношении студенческой молодёжи к науке и научной деятельности» был представлен 29 апреля в рамках работы XIII Всероссийской конференции «Организационная психология: люди и риски».

В докладе отражены первые результаты комплексного исследования, посвящённого изучению отношения молодёжи к науке и научной деятельности. Исследование выполняется при научном руководстве ведущего учёного – профессора РАН, заведующего лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофея Нестика.

Все новости