Главная - Новости - Ассоциация выпускников ННГУ подвела промежуточные итоги исследования сетевой грамотности нижегородской молодежи

Ассоциация выпускников ННГУ подвела промежуточные итоги исследования сетевой грамотности нижегородской молодежи

26 января 2022

Ассоциация выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с сотрудниками Факультета социальных наук подвела промежуточные итоги исследования уровня сетевой грамотности нижегородской молодежи.

Первый этап исследования проходил осенью 2021 г. и включал опрос школьников и мониторинг новых медиа. С 18 по 22 января состоялся опрос студентов университета, завершивший второй этап исследования. Всего было опрошено 90 молодых людей в возрасте от 13 до 21 года.

Согласно первым, предварительным итогам исследования, интернет-вовлеченность городской молодежи ожидаемо оказалась высокой. Молодое поколение не представляет свой день без компьютера и электронных гаджетов: 42,5% совокупно проводят в сети от 6 до 10 часов, 32,2% – 3-5 часов, 13,8% – 1-2 часа, 9,2% – более 12 часов и 2,3% – не определились с затраченным на это временем.

Сетевая грамотность и навыки в сфере кибербезопасности оценивались по четырем группам: устойчивость к киберзависимости, кибербуллингу, фишингу, кибермошенничеству.

В целом, молодые люди продемонстрировали средний уровень устойчивости к киберзависимости. С одной стороны, 75,9% редко (или никогда) не ощущают раздражительность при отсутствии возможности проверить свой аккаунт, а у 40,2% не возникало конфликтов с окружающими по поводу долгого времяпрепровождения в Интернете. С другой, 66,7% остаются online дольше, чем намеревались, а 64,3% откладывают свои дела ради того, чтобы подольше побыть в сети.

Социальные сети остаются для молодежи пространством конфликта: 78% получали в сети Интернет неприятные сообщения или комментарии, 91% – приходилось добавлять кого-то в черный список; 71,3% – с кем-то спорили в социальных сетях или на форумах.

Серьезной угрозой для молодежи остается фишинг данных и другие формы интернет-мошенничества. 40,2% верят, что все пользователи социальных сетей указывают о себе достоверные данные. 60,9% опрошенных открывали письма от неизвестных пользователей, 56,3% получали письма с просьбой сообщить свои персональные данные, при этом 55,2% внимательно проверяют интернет-страницы при посещении.

77% принявших участие в опросе проверяют отзывы в Интернете, собираясь купить какой-либо товар, при этом 88,5% доверяют отрицательным отзывам. 65,5% переходят по ссылкам, публикуемых в группах социальных сетей, если их интересует тематика.

Подводя промежуточный итог, можно заметить, что проблема киберзависимости остается для нижегородской молодежи достаточно актуальной. Однако на первое место постепенно выдвигаются киберугрозы другого характера: кибермошенничество, фишинг данных, навязывание товаров и услуг в сети. В 2022 г. коллектив продолжит исследование данной тематики.

Исследование проводилось в рамках проекта «Сетевая грамотность нижегородской молодежи: механизмы мониторинга и технологии развития» по реализации подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298, при софинансировании Фонда президентских грантов.

Все новости