Социальная работа

 

О ПРОГРАММЕ

Подготовка по направлению «Социальная работа» ведется на факультете по программам бакалавриата и магистратуры.

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, заключающийся в оказании помощи людям, имеющим потребность в ней и не способным на данный момент в силу различных обстоятельств своими силами справиться с возникшей жизненной ситуацией, с целью содействия социальному функционированию, повышения их уровня социального благополучия.

ЧТО Я БУДУ ИЗУЧАТЬ

  • История, теория и технология социальной работы;
  • Экономические и правовые основы социальной работы;
  • Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе;
  • Методика исследований в социальной работе;
  • Организация, управление и администрирование в социальной работе;
  • Социальная политика;
  • Занятость населения;
  • Социальная работа в психиатрии и многое другое.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ)

Организация социальной работы с различными группами населения

ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ

Специалисты-практики принимают активное участие в подготовке профессиональных кадров в области социальной работы от руководства практическим обучением студентов в профильной организации до роли в государственной итоговой аттестации.

Помимо российских специалистов-практиков приглашаются иностранные ученые и профессионалы, есть возможности для стажировок наших студентов за границей. Среди зарубежных партнеров нашего факультета университеты, социальные учреждения, общественные объединения и социальные работники из Германии, Великобритании, Греции.

В настоящее время студенты факультета социальных наук, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют уникальную возможность принять участие в международной программе «Добровольный социальный год», существующей уже шесть лет. Эта программа, финансируемая Европейским союзом и немецкими общественными объединениями, дает студентам шанс, не теряя год обучения в нашем университете, на протяжении двух семестров жить в Германии, работать в различных социальных учреждениях, получая практические навыки социальной работы.

КЕМ Я СМОГУ РАБОТАТЬ

Выпускники, освоившие программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа», могут занимать должности «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания».

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе предусматривает работу с отдельными гражданами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной защите. Это могут быть:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • родители, пренебрегающие родительскими обязанностями;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
  • граждане, пострадавшие от стихийных бедствий;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • безработные граждане;
  • граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

и другие.

При взаимодействии с клиентами специалист по социальной работе оценивает потребности граждан в социальных услугах и выплатах,консультирует по различным вопросам, связанным с их предоставлением, использует разнообразные технологии социальной работы и меры социальной защиты с целью улучшения условий жизнедеятельности людей.

Руководитель организации социального обслуживания занимается планированием и контролем деятельности организации социального обслуживания, управлением ее ресурсами и обеспечением развития, а также взаимодействует с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями для реализации целей организации. К числу организаций социального обслуживания относятся:

  • управления социальной защиты населения;
  • центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • детские дома-интернаты;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • кризисные центры помощи женщинам;
  • психоневрологические интернаты

и другие.

Бакалавры и магистры социальной работы трудоустраиваются по своему профилю в организации разных форм собственности: государственные, некоммерческие и коммерческие. В государственном секторе это могут быть:

  • организации в сфере социальной защиты населения (управления социальной защиты населения; отделения Пенсионного Фонда РФ и др.);
  • организации в сфере здравоохранения (психиатрические больницы; наркологические диспансеры; СПИД-центры; хосписы);
  • организации в сфере образования (органы опеки и попечительства несовершеннолетних; образовательные организации общего, профессионального и дополнительного образования);
  • исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии);
  • организации, регулирующие занятость (центры занятости).

Широкий спектр возможностей для профессиональной реализации выпускников по направлению подготовки «Социальная работа» дает и некоммерческий сектор (благотворительные фонды, общественные организации, службы добровольцев). Особенно востребована социально-проектная деятельность, направленная на обеспечение социального благополучия разных групп населения.

Занятость выпускников по направлению подготовки «Социальная работа»в коммерческом секторе невелика. Однако развивающийся рынок социальных услуг дает новые перспективы, например, в области социального предпринимательства.

Возможность трудоустройства в разных сферах (социальная защита, здравоохранение и др.) и секторах (государственном, некоммерческом и коммерческом) занятости обеспечивает разнообразие видов профессиональной деятельности в области социальной работы, а именно:

  • практическая деятельность, предусматривающая взаимодействие с клиентами социальной работы,
  • организационно-управленческая деятельность — от обеспечения деятельности организации социального обслуживания населения до разработки и управления процессом реализации социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества;
  • научно-исследовательская деятельность, предполагающая проведение прикладных исследований, анализ полученных данных и создание аналитических отчетов по проблемам в сфере социальной работы;
  • преподавательская деятельность,связанная с участием в преподавании социальных дисциплин в системе общего, профессионального и дополнительного образования.

ВЫПУСКНИКИ – ИСТОРИИ УСПЕХА

Мигунова Арина

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук

1998-2002 – программа бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа» (диплом с отличием)

2002-2004 – программа магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» (диплом с отличием)

2004-2007 – аспирантура по специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»

2006 –настоящее время – преподаватель ФСН ННГУ

2011 – настоящее время – заместитель декана ФСН по воспитательной работе

Для меня обучение на факультете социальных наук стало как стартом профессиональной карьеры, так и началом крепкой дружбы. Сейчас, преподавая социальную работу на родном факультете уже 10 лет, я могу сказать, что он дал мне мудрейшего научного руководителя, возможность участия в масштабных исследовательских проектах и перспективы роста.

Денис Смирнов, выпускник ФСН 2005 года, специальность «Социальная работа».

Сейчас сложно проследить непосредственную связь между тем, что я получил на факультете и каким-то конкретным моим достижением. Но полученное на ФСН образование формировало мировоззрение и адекватную оценку действительности. Полученное на ФСН образование научило «отвечать за слова», критично относится к тому, что рождается в голове, просеивать через много сит, опирать суждения на что-то твердое и только потом выражать. Этот ценнейший навык экономит уйму времени — так как мозг приучен отметать умозрительные «кажется» и концентрироваться на фактах, уберегает от неадекватной, грубо субъективной оценки ситуаций, и делает суждения и речь точнее, весомее и корректнее, что играет знаковую роль в переговорах, заключении договоренностей и обсуждении взаимных деловых обязательств с людьми.

Лично для меня ФСН был находкой, открытием и случайно сбывшейся мечтой — я учился так и тому, чему действительно хотел. Образование сформировало мировоззрение и принципы, на которых я строю профессиональную деятельность, семью, воспитываю ребенка и занимаюсь саморазвитием. Здесь я получил умение учится, разучиваться, наблюдать за постоянно меняющейся ситуацией и меняться вместе с ней, я научился делать выбор и нести ответственность за принятые решения.